olga_vadimova (olga_vadimova) wrote,
olga_vadimova
olga_vadimova

Category:

Евроинтеграция Польши в Европу

Ну наконец-то! Впервые в истории Польши!... Вчера в Белостоке провели первый в истории католической Польши парад настоящей элиты человечества - извращенцев. Шествию попытались помешать консервативные белые гетеросексуалы из местного населения. Но польская полиция выполнила свои функции по защите демократии и свободы. Правоохранители отрапортовали, что гетеросексуалы были жёстко задержаны за использование фейерверков и метательных бутылок.

Странно, что приобщение к европейским ценностям в европейской Польше началось позже, чем в незалежной неньке, ведь Польша и территориально, и исторически более Европа, чем ненька. И Белосток, судя по местоположению, истории, национальному составу удостоен такой "чести" не просто так.

____________________________

Белосток, который мы потеряли
Жизнь и судьба польского региона глазами проживающих там русских
1 января 2016 Александр Сивов

Историческая справка. Белосток и прилегающие к нему земли входили в Российскую империю, причём за пределами автономного Царства Польского. В 1918 году Антанта передала этот регион воссозданной Польше. В 1939 году, под ликование жителей (есть многочисленная красноречивая видеохроника на этот счёт), эта область воссоединилась с СССР в составе Западной Белоруссии.

Сразу после освобождения региона от немцев в 1944 году он первоначально считался освобождённой территорией СССР. Была воссоздано, в частности, управление Белостокской железной дороги. Но ещё до окончания войны в результате секретных договорённостей с союзниками, которые так и не были внятно разъяснены народу, Белостокщина, а также некоторые территории присоединённой в 1939 году Западной Украины, были вновь переданы Польше.

О сегодняшней ситуации в Белостоке рассказывает Андрей Романчук, секретарь Русского культурно-просветительского общества в Польше. Он потомок дворянского рода, его предки вовсе не являлись здесь эмигрантами. Пожилая мать Андрея, присутствующая при разговоре, хорошо помнит довоенную Польшу.

Вот что нам рассказал сам Андрей.

Город-штаб

В Белостоке до 1914 года жили русские, было много немцев, но большинство жителей города являлись евреями. В ходу было несколько языков — русский, идиш, немецкий, хотя в какой-то группе говорили и на польском. Но языком общения был, конечно, русский. Некоторые жители владели несколькими языками.

Здесь находился штаб Западных войск империи. Он был в Белостоке, так как этот город находился на территории, собственно, Российской империи, а не автономного Королевства Польского. Историческая граница между Королевством Польским и русскоговорящим Великим княжеством Литовским, позже целиком вошедшим в состав Российской империи, проходит за старинным городком Хорощ, что в пятнадцати километрах к западу от Белостока. Этот городок является самым западным населённым пунктом исторического русского региона в составе Великого княжества Литовского.

Рядом с Белостоком проходила и таможенная граница, отделявшая Королевство Польское — вначале от Великого княжества Литовского, а затем и от Российской империи. (Царские власти посчитали целесообразным сделать из автономной Польши как бы «свободную экономическую зону», а основную часть империи оградили покровительственными таможенными пошлинами — авт.) Именно поэтому в Белостоке так хорошо начала развиваться, начиная с середины XIX века, промышленность, она работала на российский рынок, защищённый таможенным барьером от конкуренции товаров Западной Европы.

Быстрое развитие Белостока началось в 60-х годах XIX века в связи с развитием промышленности, но также было стимулировано и размещением в городе в 80-х годах XIX века штаба Западных войск Российской империи. Если в 1863 году город насчитывал около 18 тысяч жителей, то к 1913 году — уже 120 тысяч. При том, что губернским городом являлось Гродно, все наиболее влиятельные люди губернии жили в Белостоке и его окрестностях. Пройдитесь по трём нашим кладбищам — православному, евангелическому (немецкому) и еврейскому, и вы там найдёте могилы, по крайней мере, 8−9 генералов Генштаба империи, 20−30 майоров и полковников Генштаба и статских советников императорского двора.

Нынешняя официальная история, которую начали писать после 1945 года, этих фактов, как бы, не замечает. И очень обидно, что в истории нашего города образовалась большая дыра между 1790 и 1919 годами. Такой ситуации не было даже до войны. Хотя большинство влиятельных людей во время Первой мировой войны бежало от немцев, но многие вернулись — для них не существовало границ. Возможно, именно вследствие этого, до 1939 года наша история выглядела иначе, было хоть какое-то уважение новой польской элиты к старой русской.

В своё время, после введения унии, православие было фактически поставлено вне закона, и только Браницкий (магнат XVIII века) вновь дозволил открыто исповедовать его в Белостоке. При нём было разрешено построить первую после введении унии маленькую православную церковь. Она стоит до сих пор, теперь это военный православный приход — церковь святой Марии Магдалины.

О национальном составе довоенной Польши

Между мировыми войнами в Польше жили, по официальным данным, около 100 тысяч русских православного вероисповедания, 80 тыс. старообрядцев, тоже, естественно, русских. Ещё 15−20 тысяч составляли православные немцы из России, эту группу в Польше называли «православные русские немецкого происхождения».

Также насчитывалось от 50 до 180 тысяч русских, имевших не гражданство Польши, но только вид на временное или постоянное жительство. В их числе была группа состоятельных и влиятельных граждан (примерно 3−5 тыс.), которым власти каждый год настойчиво предлагали оформить польское гражданство. Но они раз за разом отказывались от него, полагая, что Советская Россия есть временное явление.

Сохранились документы МИД, типа, «в Станиславском уезде известная семья, наконец-то, после 15 лет наших усилий, приняла польское гражданство». Местный чиновник, после того, как 15 лет его усилий увенчались успехом, даже получил награду.

Белорусы — это вообще отдельная история, их в довоенной Польше, только согласно официальной статистике, насчитывалось 2−3 миллиона, столько же украинцев. Евреев проживало от 6 до 8 миллионов. Они разделялись на 3−4 группы. Не забудем и то, что после революции в России через Польшу в Западную Европу проехало полтора миллиона эмигрантов.

(Согласно многочисленным свидетельствам, официальная польская статистика занижала реальный процент белорусов и украинцев. Реально их было, очевидно, значительно больше. — авт.)

О довоенной политике Польши

Проблемы у нас начались, когда после Первой мировой войны польские власти начали насильственно изменять в некоторых районах национальную и религиозную структуру общества, причём не только путём переселения поляков.

Национальная политика Польши ставила две цели. Во-первых, чтобы евреи не были большинством в городах страны, особенно в тех, которые находились ранее на территории Российской империи. Во-вторых, чтобы большинством там стали поляки.

В Белостоке с этой целью трижды расширяли границы города. Добились, что согласно статистике, процент евреев снизился в городе до 48−49%, хотя в центре их было 70%. А вот с полонизацией Белостока не получилось — вокруг города польских деревень не было.

Представители МИД и Польского министерства национальностей и вероисповеданий - было такое — ездили по территориям, которые ранее входили в состав России. В архиве сохранились их документы. В 1938 году отмечалось (упоминаются, в частности, Белосток, Станислав (ныне Ивано-Франковск), Каменец-Подольский, Вильно и др.): «Хотя политика полонизации длится уже двадцать лет, во многих государственных учреждениях многие чиновники не только общаются между собой по-русски, но и с посетителями говорят только на русском языке».

Кстати, Львова в этом списке нет, там была совсем другая ситуация. И Гродно там тоже не упоминался.

Польша вела следующую политику. Учителей польского языка с этих территорий, которые, кроме польского, автоматически знали русский язык, посылали работать на запад, на бывшие немецкие земли. А учителей оттуда, которые, кроме польского, знали и немецкий, присылали сюда. Чтобы они с детьми могли общаться только на польском. И ввели кары для детей за неупотребление в школе польского языка.

Польша разрешала открывать школы для национальных меньшинств, но содержать их были должны сами меньшинства. Хотя надо отметить, что, при всём том, ситуация с меньшинствами тогда была лучше, чем теперь.

Фашизм в довоенной Польше

До середины тридцатых годов ситуация ещё не была особенно страшной, самое ужасное наступило после смерти Пилсудского (12 мая 1935 г.), когда начались гонения по национальным и религиозным поводам, хотя Польша не хочет сегодня признавать этого.

С 1936 года начались гонения на евреев. Хотя им не запрещали учиться в университетах, но как могли это усложняли. А если же те и попадали в университеты, то еврейская молодёжь должна была сидеть в последних рядах — им не разрешали сидеть впереди. Затем в некоторых университетах также стали отдельно рассаживать русских и белорусов, чтобы они не сидели за одной партой с поляками.

Были ликвидированы четыре сотни православных храмов. Когда священники говорят, то такое было и в СССР, то это хоть понятно — Союз воевал с религией. Но что такое произошло в католической Польше, которая кичилась своими христианскими ценностями, удивило многих.

В самый последний период довоенной Польши начались вообще ужасные вещи. Моя мама помнит, как на тротуарах и некоторых магазинах начали появляться надписи «Бей жидов!». Громили и грабили еврейские магазины. К 1939 году эти тенденции непрерывно усиливалось. Если бы не началась Вторая мировая война, то в Польше была бы своя версия польского фашизма, она, фактически, уже начиналась.

Сегодняшняя ситуация

Этнографическая ситуация тут запутанная. Так, в Гродно, расположенном восточнее, (ныне в составе Белоруссии — авт.) поляки были в большинстве.

В Сокулках родная мать ксендза Попелушки (сторонника «Солидарности», убитого польскими милиционерами в 1984 году по политическим мотивам, ныне канонизирован как святой — авт.) едва говорила на польском. Но они считают себя поляками, хотя гораздо лучше говорят на белорусском, чем многие из тех, которые называет себя белорусами. То же самое в сторону Суховоли, Августово. Дальше начинаются уже чисто польские территории.

В Белостоке, с вступлением в ЕС, экономический кризис ещё более усилился и перешёл в тотальный промышленный крах. Все исторические текстильные производства, созданные ещё в XIX веке, работавшие и при Российской империи, и при независимой Польше, расширенные при народной демократии, сегодня закрыты. Это были не естественные, а искусственно вызванные банкротства — немецким супермаркетам приглянулись старинные здания фабрик.

Местные СМИ, телевизионные каналы находятся под контролем западного капитала. Они помогают вновь и вновь переизбираться в городе нынешним властям.

_______________________

История пограничного города Белосток...

это такая история переходящего красного знамени. На фоне Белостока, кажется, даже Страсбург меркнет. Основанный как город Великого Княжества Литовского, город через некоторое время после объединения Речи Посполитой перешел в непосредственное польское управление (как тогда говорили, оказался не "под Погоней", а "под Короной"). Во время разделов Речи Посполитой первоначально отошел к Пруссии, но по результатам Тильзитского мира в 1807 году был передан Российской империи, которая сначала образовала особенную Белостокскую область, но через сколько-то лет присоединила Белосток и окрестности к Гродненской губернии. В таком положении город оставался до Первой мировой войны, когда его в 1915 году заняли немцы. В течение 1918-1920 годов во время распада империи город несколько раз переходил из рук в руки в новообразованных государствах, его включали то в состав Литвы, то в состав Белорусской народной республики, то был занят Красной Армией, то опять польскими войсками. Наконец по результатам Рижского договора город утвердился в составе II Речи Посполитой. В 1939 году по пакту Молотова-Риббентропа Белосток и окрестности оказались в советской зоне оккупации. В 1941 году сюда пришли немцы, в 1944 году - снова Советы. В сентябре 1944 года по договору Белосток и окрестности передали обратно коммунистической Польше, и провели операцию по добровольно-принудительному обмену населением приграничных территорий (белорусы должны были выехать в советскую Белоруссию, поляки из Белоруссии - в Польшу), но до конца обмен не произвели, к тому же, как уже сказано, в здешних краях почти невозможно определить национальность, поэтому и до сих пор население по обеим сторонам границы довольно пестрое, а в городе мирно уживаются костелы и православные церкви. За несколько десятилетий население Белостока выучилось говорить на польском языке с красивым белорусским акцентом.

В центре города находится роскошный дворец бывшего коронного гетмана Клементия Браницкого, выстроенный в середине 18 века в стиле барокко и имеющий неофициальное название "подляшский Версаль". Сейчас здесь находится медицинский институт, маленький музей истории фармации и медицины и концертный зал, в которой ежегодно проводятся фестивали церковной хоровой музыки. Парк вокруг дворца - с фонтанами, скульптурами и прочей магнатской роскошью - сохранился частично. Кроме дворца, сохранившийся исторический центр Белостока небольшой. Самая старая в городе православная церковь - 17 века, остальные церкви и костелы - в основном 19 - начала 20 веков. На центральной площади красивый неоготический костел, я в него зашла и начала фотографировать витражи. Внезапно ко мне подошел местный дедушка и спросил: "а что, пани местная?"
"Нет, не местная", - я ожидала, что он начнет ругаться за то, что я фотографирую в соборе, но дедок неожиданно с умилением спросил меня: "А правда, правда, правда?! у нас тут очень красивый костел?!"
Разумеется, я с готовностью подтвердила, что "кościół jest bardzo ładny" - после чего дедок расплылся в улыбке и от восторга... погладил меня по головке!
Небольшая пешеходная улица ведет к старой Ратуше, в которой сейчас располагается исторический музей. Пешеходный променад называется "рынок Костюшко". На рынке Костюшко стоит памятник Пилсудскому :)
Еще пара городских церквей и костелов - и, собственно, больше особенно в Белостоке смотреть нечего, дальше начинаются вполне современные коробки. На выезде из города осматриваем еще старинное кладбище - справа католическая часть с готического вида часовенкой, слева - православная. Возле кладбища ресторанчик с названием "Монастырские потравы". Захожу туда выпить кофе. Молодой парень мирно спит у стойки, просыпается от звуков моего голоса и с упреком говорит: "Пани, что же вы так тихо подошли, нужно было будить погромче!" Но кофе делает быстро и вкусно.

...В двадцати километрах от Белостока в местечке Супрасль расположен уникальный православный монастырь - духовный центр Польской православной церкви (отдельная поместная юрисдикция). Современная застройка монастыря причудливо сочетает в себе черты готической католической архитектуры и западного православного барокко. Я по привычке при входе в православный монастырь надеваю косынку - но похоже, что здесь этим не заморачиваются. Захожу во врата и оказываюсь вместе с организованной группой польских туристов. Меня тут же присоединяют к группе ("вы идите с ними, сейчас будет экскурсия"), а на вопрос, сколько это будет стоить, отмахиваются: "потом после экскурсии положите что-нибудь вон в ту коробочку для пожертвований, ну сколько захотите, злотый или два". Экскурсию ведет молодой монах с длинным завязанным хвостом, в футболке и сандалиях, он напоминает скорее рок-музыканта, а не православного монаха. Большинство экскурсантов, кажется, впервые в жизни видят православный собор и задают кучу идиотских вопросов в стиле "А Христос здесь такой же? А Матка Боска неужели та же самая?!"


UPD Кстати, основные военные объекты в Польше, используемые НАТО



В районе Белостока таких объектов нет. Вроде бы для проведения такого мероприятия в Польше достаточно других более подходящих мест. Но нет, как специально, как для провокации выбрали именно Белосток.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment