olga_vadimova (olga_vadimova) wrote,
olga_vadimova
olga_vadimova

Categories:

Василий Анисимов: «МЫ ВСЕ ПРОХОДИМ ИСПЫТАНИЕ ЧЕРНОБЫЛЕМ» часть 3

Василий Анисимов: «МЫ ВСЕ ПРОХОДИМ ИСПЫТАНИЕ ЧЕРНОБЫЛЕМ» часть 1
Василий Анисимов: «МЫ ВСЕ ПРОХОДИМ ИСПЫТАНИЕ ЧЕРНОБЫЛЕМ» часть 2

- Василий, чернобыльское движение в Украине тесно связано с Украинской Православной Церковью. Как оно возникло и когда началось сотрудничество?

- Само движение зародилось через несколько лет после аварии, поскольку нужна была общественная организация, которая бы защищала социальные права огромного количества людей – пострадавших и ликвидаторов. Его поддержали демократы. Помню, на какой-то конференции «Союза Чернобыль» была зачитана приветственная телеграмма академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Там было много пертурбаций, то международный союз организовывали, то региональные, в конце концов, в 1990 году был создан «Союз Чернобыль Украины», имеющий свои отделения во всех областях Украины и объединяющий чернобыльцев страны. В нем было много коммунистов-ликвидаторов, но партноменклатура очень настороженно, если не сказать – враждебно, относилась к этому движению.
Чернобыль был ударом по КПСС и коммунистической власти, особенно в условиях альтернативных демократических выборов. Обвинение было жестоким, но вполне справедливым: называли себя руководящей и направляющей силой общества – отвечайте. А ведь привыкли только спрашивать с других. Оппоненты использовали и абсурдные, но очень востребованные и распространенные конспиралогические версии, типа, что гигантскую ЧАЭС специально коммунисты строили под Киевом, чтобы украинский народ уничтожить, что это геноцид, что надо суд над КПУ за Чернобыль устроить. Партия была не против, чтобы о Чернобыле люди забыли как о страшном сне. Но это не то шило, которое можно было утаить. По крайней мере, обещанных партийных денег чернобыльцы не получили.

- А должны были получать?

- Если помнишь, Михаил Сергеевич объявил, что КПСС из партийной кассы отдает часть чернобыльцам. «Союзу Чернобыль Украины» должны были перечислить 200 миллионов рублей, внушительную по тем временам сумму. Но гоняли с одного партийного счета на другой, пока не случился ГКЧП, развал страны, остатки уже нашли в горкоме партии, но и они до чернобыльцев не дошли. Я был на учредительном съезде СЧУ в 1990 году, участвовал в многочисленных их акциях, конференциях, дружил и дружу с лидерами этого движения. Это было очень энергичное боевое братство, еще не покошенное смертями и болезнями, но далекое от веры и от Церкви, как и все светские организации в то время. Шаг навстречу сделала сама Церковь. В Дарнице, районе Киева, на сотни жителей не было ни одного храма. И там молодые люди (Владимир Макарчиков, Сергей Герук, Максим Гуртовой и другие) организовали общину, ее настоятелем стал известный киевский священник протоиерей Михаил Бойко - участник Великой Отечественной войны. Самым активным их помощником был управделами УПЦ архиепископ Ионафан, который жил в этом районе. Они решили построить храмовый комплекс в честь небесного покровителя Киева Архистратига Михаила и в память 1000-летия Крещения Руси. Первый храм этого комплекса решили посвятить празднику Входа Господня в Иерусалим (на Вербное воскресенье случилась авария) в память о жертвах чернобыльской катастрофы. Естественно, идею в штыки восприняли как власть, так и священноначалие в лице тогдашнего митрополита Филарета.

- А он-то почему воспротивился?

- Потому что всегда держал нос по ветру, понимал, что кроме КГБ и компартийной власти опираться ему не на кого. Так и сказал общине: «Чернобыль - это политика, и не надо нам здесь никакого Чернобыля». Он привык всех давить, но тут не получилось. Все-таки были уже свобода и демократия. Община обратилась в «Союз Чернобыль Украины», там поведение Филарета расценили как наглость и неуважение к павшим героям. Президент «Союза Чернобыль» Юрий Андреев через горком партии решение провел, и общину, супротив воли Филарета, зарегистрировали. А чтобы место под строительство комплекса получить, даже Михаила Горбачева задействовали.

- Почему и каким образом?

- Для храмового комплекса необходимо красивое и удобное место. А где в городах и районах советской застройки его найдешь? Такого даже и не предполагалась. Но в Дарнице на проспекте Мира был небольшой, но красивый парк советско-финской дружбы, недалеко от метро. Конечно, его никто не давал, даже пугали дипломатическим скандалом. Община написала обращение к Архиепископу Финляндскому, Предстоятелю Православной Церкви страны. Тот, в свою очередь, написал письмо к президенту страны Михаилу Горбачеву, в котором указывал, что лучшего символа международной дружбы, чем православный храм, воздвигнутый в память ликвидаторов, защитивших мир от последствий аварии, и придумать невозможно. Это возымело действие, и таким образом место под строительство комплекса появилось.

- А Филарет так и не принял Чернобыль?

- Когда надо было помочь пострадавшим – «не надо нам никакого Чернобыля», а погреть руки на беде – первый. Церковь направила обращение к власти, чтобы выделили место под строительство санатория для детей священников, пострадавших от аварии. Место выделили под Киевом в живописных Плютах. Вместо санатория Филарет на церковные деньги воздвиг дачу, которую и прихватизировал. Как рассказывала дочь Филарета Вера Денисенко, никто, кроме отца, матери Евгении Петровны, их детей, там не проживал – ни чернобыльские священники, ни чернобыльские дети. Больше всего он, конечно, на гуманитарке руки погрел. Почему, когда его выгнали из Церкви, он себе титул «митрополита Киевского» оставил, ведь у него в расколе был начальник «патриарх Киевский» Мстислав? Католические епархии, протестанты и прочие организации направляли в Киев для Церкви «митрополиту Киевскому» гуманитарную помощь, а филаретовцы перехватывали и направляли ее лжемитрополиту-расстриге. До Лавры мало что доходило. Больше всего он, наверное, отхватил, от Германии. Там решили военное имущество двойного назначения (автомобили, обмундирование и т.д.), оставшееся после вывода советских войск, а это целые составы на десятки миллионов долларов, передать чернобыльцам Украины. Львиную долю этого всего глава чернобыльского комитета Верховной Рады филаретовец Владимир Яворивский передал главным «ликвидаторам» и «пострадавшим» – Филарету и львовским униатам. Мы публиковали эти документы. Так что одни ликвидировали последствия катастрофы, а другие, Филарет, – паразитировали на ней.

- Говорят, что чернобыльский храм был первым, построенным в Киеве за 80 лет после утверждения советской власти?

- Да, и это символично, беда повернула к вере. Блаженнейший Митрополит Владимир освятил храм в 1993 году. На стене храма установлено знаменитое изображение Божией Матери Оранты в расколотом колоколе, которая стала символом Чернобыля. Там же выбиты известные строчки поэта Николая Холодного о летящих из Чернобыля черных аистах с белой кровью. Возводили методом народной стройки, когда есть проект, а строят сами, без финансирования, понемногу, как получится. Ведь начало 1990-х, да и все десятилетие было временем тотальной бедности, воровства, даже Церковь ограбили – Филарет все финансы УПЦ прихватил. Но община старалась привлечь к строительству не только ликвидаторов, но и интеллектуалов разных профессий, в «двадцатке» было даже трое журналистов: кроме Сергея Герука, еще и мы со Святославом Речинским. Каждый старался помочь, чем мог. Над комплексом работали лучшие архитекторы Украины: первые два храма комплекса были возведены по проектам академика Яблонского в стиле украинского барокко, Свято-Георгиевский храм - по проекту академика Гусакова в классическом стиле, ну, а проект главного храма в честь Архистратига Михаила разрабатывали академик Асеев, крупнейший специалист в области древнерусской архитектуры, и знаменитая Ирина Иваненко, возродительница Мариинского дворца в Киеве. Правда, последний храм до сих пор не достроен.

- А когда комплекс стал центром проведения памятных чернобыльских мероприятий?

- С 1995 года. Почти все герои-пожарники ЧАЭС похоронены в Москве на Митинском кладбище. Там была реконструкция, уставили памятник, обновили надгробные плиты, а наш «Союз Чернобыль Украины» старые плиты забрал с их могил и привез в Киев. У чернобыльского храма создали мемориальную могилу, на которой их установили. Там же поставили две стелы из черного и красного мрамора, а между ними – колокол. Ежегодно 26 апреля здесь собираются здравствующие ликвидаторы, вдовы и дети умерших, пострадавшие. В 1 час 23 мин. (время взрыва реактора) все зажигают свечи, Блаженнейший Митрополит Владимир служит панихиду и ударяет в колокол по числу лет, прошедших после аварии. Затем на мемориальную могилу кладут цветы, ставят зажженные свечи и идут молиться в храм, где установлены плиты с именами погибших чернобыльцев. В храме находятся и книги для поминовения на каждый регион Украины с именами жертв катастрофы. А утром уже возлагают венки на могилу, проходит строй почетного караула, проезжает колонна пожарных машин с включенными сиренами, отдается воинский салют в память о героях. В 1995 году в этих акциях приняли участие первые лица страны. Это были Голова Верховной Рады Александр Мороз, премьер-министр Евгений Марчук, мэр Киева Леонид Косаковский, министры. И это стало традицией.

- Получается, что поминают целую ночь?

- Нет, это две акции. Власти города выделяют транспорт для столичных чернобыльских районов, чтобы ликвидаторы могли на час-полтора ночью приехать к храму. А утром уже другая акция, тоже на час-два. Ведь это рабочий день. И руководители страны делились: если президент ночью участвует, премьер-министр – утром, или наоборот. Леонид Кучма, как правило, утром приезжал, а Виктор Ющенко – всегда ночью.

- А организацией поминальных торжеств занимается община?

- Не только, но и власть, МЧС, пожарники, военные, ведь это и их мемориал. Со своей традиционной штурмовщиной.

- Что ты имеешь в виду?

- Тянут до последнего, создают экстрим, потом преодолевают. Помню, как те же стелы с чернобыльским колоколом устанавливали. Дней за десять все утвердили, распиарили по СМИ, что будет торжественное открытие, Блаженнейший Митрополит и руководители страны будут принимать участие. Я и в своей газете информацию разместил, и в других. А за два дня до торжеств я был по работе в том районе, думаю, заеду, посмотрю, как все выглядит. Приехал - оторопел: на стройке тишина, все снежком припорошено и ни души. Нашел старичка-дежурного в сторожке, говорю, покажи, что где и как. А он сам ничего не знает, ходили по стройплощадке, заглядывали под навесы, нашли на заднем дворе две гранитные стелы. Я поехал в Лавру, к Митрополиту, говорю, надо переносить торжества, там ничего не готово, месяц понадобится, чтобы все разгрести, до ума довести, это, как пить дать, какие-то козни, хотят сорвать и подставить. А Блаженнейший в своей манере: слушает, невозмутим еще и подтрунивает. Рассказал мне анекдот о смысле социализма. Мол, один работяга умер, оказался на том свете, предстал перед апостолом Петром, выяснилось, что грешил много, придется все-таки отправляться в ад. Апостол его спрашивает: в какой ты хочешь ад – капиталистический или социалистический. И объяснил отличие. В капиталистическом несчастному методично каждый день гвоздь в пятку молотком забивают. А в социалистическом все по-другому: то черти где-то запили, загуляли, то гвозди не подвезли, то молоток потеряли, но в последней день месяца все тридцать гвоздей непременно в пятку вгонят. «Так что, - говорит мне Блаженнейший, - не переживайте. У нас тоже социализм». Я на следующий день после работы помчался на стройку, и действительно там МЧС, военные техники нагнали, людей, на каждом квадратном метре работают. К открытию – все, как с иголочки, даже газоны постелили.

- И какое качество работ при таком режиме?

- Нормальное качество, они ведь не на капитальном строительстве задействованы, а чтобы марафет навести, в виде шефской помощи, бесплатно. И поправить всегда можно. Я живу за городом с противоположной стороны, добираться до дома часа два, поэтому, чтобы не мотаться туда-сюда, нередко оставался 26 апреля ночью в храме, освещал и ночную и утреннюю акции, а затем – в редакцию. Однажды утречком выхожу, смотрю, а чугунная ротонда, которую накануне установили над памятным знаком вертолетчикам, накренилась, причем заметно. Никого нет, кроме автора проекта академика Тоцкого. Он ходит вокруг. Говорит, ничего страшного, сейчас поправим. Пошли мы с ним на стройку, нашли балку, принесли к памятнику, кого-то по дороге встретили, в помощники взяли. Балку приспособили в виде рычага, Тоцкий заставил нас встать на один конец и давить. Конструкция приподнялась, ротонда выпрямилась, он ее зафиксировал. Стоит до сих пор.
У нас, правда, и за деньги тоже штурмом возводят. Тот же ющенковский памятник Голодоморам, он рядом с Лаврой построен, я накануне открытия, поздно вечером с работы возвращаясь, зашел посмотреть. Прожектора, все горит, как корабль в ночи, улица перекрыта, бетономешалки подают цемент, рабочие укладывают плитку, автокраны, сотни людей, крики начальников. Так что это уже не социалистическая, а национальная традиции.

- А сколько чернобыльских храмов в Украине?

- Больше десятка. Главный, Свято-Ильинский, конечно, в самом Чернобыле. Ты сам был в нем, видел, что это красивый храм. Он стоит на холме, на берегу Припяти, где, кстати, проходил путь из варяг в греки, и по преданию, святой апостол Андрей Первозванный здесь останавливался. Чернобыль, один из центров древлянской земли, был основан 900 лет назад, и этот храм был в его центре. Нынешний уже не первый стоит на этом месте. Предыдущие были деревянными, а этот – каменный. Он был построен по указу императора Александра II, реформатора, который из казны выделил 30 тысяч золотых рублей. Чернобыль входил в черту оседлости, и после разделов Польши туда переселилось много евреев, которые, говорят, составляли в 19 веке больше половины населения города. В Чернобыле похоронены два цадика (праведника) еврейского народа. Лазарь Каганович, известный партийный и советский деятель, родом из Полесского, городка, также попавшего в зону обязательного отселения. В Чернобыле было четыре синагоги, а единственный православный храм сгорел, и император выделил средства на строительство, поддержал единоверцев.

- Храм уникален и тем, что является единственным действующим храмом в Чернобыльской зоне. Но ведь он не все время был открытым.

- После аварии, его, конечно, закрыли, и правильно сделали, иначе бы туда столько радиации нанесли, сто лет потом бы деактивировали. А так в нем уровень радиации ниже, чем в Киеве. Открывать его, конечно, не спешили. Есть закон о зоне, ее администрации несет ответственность за каждого, кто в ней находится, и лишня морока с богомольцами никому не была нужна. Был очень старенький священник, его дочь забрала к себе в Чернигов, и он иногда приезжал в Чернобыль послужить. Собственно возрождение храма связано с отцом Николаем Якушиным. Он до аварии жил и работал в Чернобыле, после катастрофы его с семьей эвакуировали под Киев, но он вернулся в зону, работал ликвидатором. Он был близок к Церкви, ездил к митрополиту Черниговскому Антонию, иподьяконствовал у него. Поступил в Киевскую духовную семинарию, а через два года Блаженнейший Митрополит рукоположил его в священники и назначил настоятелем Свято-Ильинского храма в Чернобыле. Он и взялся за возрождение храма, который официально передали Церкви.

- А из кого состоит община?

- Из работников станции, зоны и самоселов. Правда, польза от них небольшая: сотрудники ходят в церковь по месту жительства, а не работы, а самоселы – старики и старушки. Так что о. Николай и священник, и кровельщик, и плотник, и работник по всем прочим профессиям. Ведь после 15-ти лет запустения все обветшало, крыша текла, чуть купол не обвалился. Нужны были и немалые средства. Отец Николай обратился в пресс-службу УПЦ и нашел самую горячую поддержку. Мы опять же вышли на «Союз Чернобыль Украины», Юрий Андреев активно занялся поиском спонсоров. Откликнулись одесситы, я ездил к ним в Одессу, они ездили в Чернобыль, дали деньги на ремонт и реставрацию Свято-Ильинского храма.

- Я знаю, что во время реставрации обнаружили памятник императору Александру II …

- Не памятник, а отлитый бюст. Он когда-то стоял на площади у волостного управления, а при богоборчестве и цареборчестве его закопали у церкви. Блаженнейший распорядился установить его в храме, ведь он его строитель. Там он и находится ныне. Сегодня чернобыльский храм предстает во всей красе, первую Литургию в нем в 2003 году отслужил Блаженнейший Митрополит Владимир, теперь в нем постоянно проходят службы, приезжают священники, архиереи. Даже рокеры крест у храма установили. Благодаря Православной Церкви какая-то часть чернобыльской земли возрождена. После этого сотрудничество Церкви и ликвидаторов стало еще более тесным. У ЧАЭС был открыт небольшой мемориал памяти погибших героев. Ликвидаторы попросили Блаженнейшего благословить написание специальной чернобыльской иконы. Она была написана, освящена Предстоятелем УПЦ, называется «Чернобыльский Спас» и почитается чернобыльцами. В Свято-Ильинском храме находится и древняя чудотворная икона святителя Николая. Сейчас община начала строить музей православия на Чернобыльщине, часть экспозиции уже выставлена в двух залах. Чернобыль можно и нужно посещать.

- В Украине будут отмечать 25-летие Чернобыльской катастрофы. Приедут руководители многих государств, Святейший Патриарх Кирилл, православные иерархи из России, Белоруссии.

- Авария на ЧАЭС – общая трагедия наших братских народов, мы все проходим испытанием Чернобылем. Замечательно, что в Киеве соберутся президенты и духовные лидеры наших стран. Я думал, что Патриарх первый свой визит в Украину начнет с Чернобыля, и такие предложения были. Это дало бы какое-то другое измерение социальной миссии Церкви, для которой сохранение и возрождение наших народов является первоочередной задачей. И сейчас это актуально. Пока не известна программа пребывания Патриарха, и проведения памятных мероприятий в целом. Очевидно, что возрождение наших народов надо начинать с самого трудного – с Чернобыля. И памятные юбилейные торжества, будем надеяться, дадут к нему серьезный импульс.

- Спасибо за беседу!

Василий Анисимов

Источник: Радонеж

30 марта 2011 г.
Tags: Чернобыль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments